Урона не избежать? Как проблемы «НОВАТЭКа» с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО

Компания «НОВАТЭК» приостановила из-за санкций и нехватки танкеров производство на проекте «Арктик СПГ-2».

Компания «НОВАТЭК» приостановила из-за санкций и нехватки танкеров производство на проекте «Арктик СПГ-2». Муксун.fm обсудил с экспертами, насколько сильно пострадает бюджет Ямала и как «НОВАТЭК» может решить проблемы с покупателями и отправкой первой партии груза.

Еще в  декабре прошлого года компания «НОВАТЭК» заявляла о  возможном форс-мажоре с  поставками сжиженного природного газа с  проекта «Арктик СПГ-2» из-за введенных в  ноябре санкций  США. Тогда сообщалось, что компания взяла паузу, чтобы разрешить проблему. Но, видимо, не  получилось.

В  начале апреля 2024  года стало известно, что «НОВАТЭК» приостановил производство на  проекте «Арктик СПГ-2». Как отмечает ряд изданий, основная проблема  — нехватка танкеров для перевозки сжиженного природного газа. На  этом фоне добыча газа на  «Арктик СПГ-2» в  январе и  феврале 2024  года резко снизилась и  составила 250  млн и  83  млн кубометров соответственно. Для сравнения: еще в  декабре добывалось 425  млн кубометров.

Пострадает  ли бюджет Ямала из-за остановки «Арктик СПГ-2»

На  Ямале «НОВАТЭК» реализует два проекта  — «Ямал СПГ» и  «Арктик СПГ-2». По  словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности РФ  Игоря Юшкова, оба проекта имеют колоссальные налоговые льготы, как в  федеральном бюджете, так и  в  региональном.

«На  СПГ нет налоговой пошлины, а  налог на  добычу полезных ископаемых „обнулёван“ на  12  лет или до  определенного накопленного объема добычи. Налог на  прибыль, на  имущество  — все либо обнулено, либо имеет льготные режимы. Поэтому, они итак платили  бы меньше в  региональный бюджет, но  сейчас либо будут платить еще меньше, либо пока и  вовсе не  будут выплачивать налоги. Для бюджета Ямала  — это не  сокращение доходов, это недополучение того, на  что бюджет мог рассчитывать»,  — считает Игорь Юшков.

Эксперт убежден, что пока речь идет про отсроченные выплаты, но  никак не  про сокращение дохода и  дефицит бюджета ЯНАО. Независимый аналитик Дмитрий Адамидов, наоборот, считает, что поводы для беспокойств есть.

«До  последнего времени проблем у  „НОВАТЭКа“ не  было. Были сильные налоговые льготы. Но  сейчас „НОВАТЭК“ входит в  такой период, в  котором он  никогда еще не  жил. Поэтому будет тяжело быстро перестроиться из-за санкций и  перебоев с  флотом. Думаю, в  будущем это все повлияет на  бюджет Ямала. Драматично не  будет, но  определенного урона стоит ждать. Но  это мы  почувствуем только через полгода, когда посмотрим насколько упадет выручка. Ведь газ  — это не  металл, когда можно взять кредит, держать на  складе и  ждать пока конъектура вырастет. Здесь это не  получится. Если на  рынке газа начнется дефицит, тогда, конечно, танкеры быстрей разблокируют, но  я  смотрю на  все происходящее пессимистично»,  — отметил Дмитрий Адамидов.

Он  предположил, что компания еще долгое время будет находится на  тех объемах добычи, до  которых ее  сократила.

Как «НОВАТЭК» может решить проблему с  поставкой СНГ

Эксперт Игорь Юшков предполагает, что сейчас единственный, кто может купить СПГ,  — это Китай. Но  доставлять груз по  Северному морскому пути долго и  дорого. Но, возможно, что «НОВАТЭК» решится на  нестандартные действия и  переправит СПГ танкерами, которые используются в  качестве плавучих газовых хранилищ.

«Возможно, что „НОВАТЭК“ дождется благоприятных условий работы на  Северном морском пути  — июль, август, сентябрь  — и  попытается вывезти груз под ледокольной проводкой танкерами, которые он  использует в  качестве плавучих хранилищ. Одно размещено в  Мурманске, другое  — на  Камчатке. Если совсем не  найдет танкеры, то  может их  использовать. Но  у  этих танкеров нет ледового класса, поэтому сможет провести груз и  хоть что-то получить с  продажи только тогда, когда меньше льда»,  — отмечает эксперт. Почему «НОВАТЭК» остался без танкеров и  где их  взять

Если нефтяники после введенных санкций смогли закупить Б/У-танкеры и  достаточно быстро решить проблемы с  поставками, то  у  газовиков все намного сложней. Газовозы дороже и  в  дефиците из-за высокой себестоимости.

Кроме этого, танкеров класса Arc7, которые могут проходить без ледокольной проводки по  Северному морскому пути и  которые нужны «НОВАТЭКу», фактически нет.

На  сегодняшний день танкеры класса Arc7 делают только две страны  — Южная Корея и  Китай. Еще была Япония, но  она отказалась от  их  выпуска. Известно, что «НОВАТЭК» еще в  2018  году заключил соглашение с  судостроительным комплексом «Звезда» на  строительство 15  газовозов, но  пока ни  один из  них не  достроен. Поскольку в  2022  году южнокорейские компании, которые работали со  «Звездой», вышли из  проекта.

Поэтому сейчас ведутся переговоры с  китайскими судостроителями. И  от  этих переговоров, по  мнению экспертов, будет зависеть будущее и  «Арктик СПГ-2», и  «НОВАТЭКа».

Ранее сообщалось, что «Сургутнефтегаз» резко снизил добычу газа. Аналитики полагают, что винить в  этом падении санкции не  стоит.

Читайте также: Обманутые дольщики из ХМАО до сих пор не могут получить жильё Пришла весна. Автозимники и ледовые переправы в ХМАО закрывают На неделю раньше срока ожидается ледоход в ХМАО Фото: Изображение Midjourney

Последние новости

Региональная программа газификации населенных пунктов Югры дополнена 346 домовладениями по заявкам жителей

Правительство Югры на заседании, которое провел временно исполняющий обязанности губернатора автономного округа Руслан Кухарук, внесло изменения в региональную программу газификации до 2030 года.

В Югре создается градостроительный совет

На состоявшемся заседании правительства автономного округа временно исполняющий обязанности губернатора Югры Руслан Кухарук акцентировал внимание на поручениях, которые были даны в ходе рабочих поездок в муниципальные образования.

В Югре будет открыт филиал Российского университета медицины

На заседании правительства Югры, которое провел временно исполняющий обязанности губернатора Руслан Кухарук,

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *