Речевые нарушения у детей. Как постараться свести их к минимуму?
В последние десятилетия отмечается рост детей с речевыми нарушениями. И родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития детей: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают,
В последние десятилетия отмечается рост детей с речевыми нарушениями. И родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития детей: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Почему ребенок не говорит или плохо говорит?
«Первой и главной причиной отставания в речевом развитии ребенка является недостаточное общение со своими родителями. Многие родители, ввиду своей занятости и усталости, не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Рост числа нарушений развития речи объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети. Во многих семьях, как только ребенок научился сидеть, его сажают перед экраном гаджета или телевизора. Экран становится главным «воспитателем» ребенка», – отмечает медицинский логопед детской поликлиники Нефтеюганской больницы, Мария Ширко.
Современные дети 3-5 лет смотрят телевизор порядка 28 часов в неделю, это намного превосходит время общения с взрослыми. «Безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Однако, время, проводимое перед экраном телевизора, таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка), но и для его психического развития.
Казалось бы, ребенок сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Такая речь не воспринимается ребенком как адресованная ему лично и не включена в его практическую деятельность, а потому не имеет для него никакого значения. Только непосредственное общение с родителями способно обеспечить нормальное речевое развитие. Для ребенка, который только осваивает речь, имеет большое значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность, любовь и забота. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.
Профилактика речевых нарушений у детей. Что родители могут сделать самостоятельно? Необходимо читать книги хотя бы 15-20 минут в день. Во время чтения обращать внимание ребенка на картинки, героев рассказа, попробовать рассказать знакомую сказку вместе. Свести просмотра телевизора к минимуму 30 минут в день в будни и один полнометражный мультфильм по выходным. Заниматься творчеством с детьми. Конструктор, пластилин, карандаши или фломастеры – лучшие друзья ребенка. Чем лучше ваш ребенок умеет работать руками, тем меньше проблем у него будет с речью. Полезно так же прослушивание аудио-сказок. Когда ребенок слушает сказку, а не смотрит, это развивает у него фонематических слух, слуховую внимательность, фантазию. Так же для пополнения словарного запаса, включайте ребенку песенки и детские стихи. Ну, и конечно, очень важно общение с детьми, старайтесь больше разговаривать.
Последние новости
Ханты-Мансийский автономный округ: сердце нефтегазовой промышленности России
Регион продолжает развивать свои производственные мощности в сфере энергетики.
Югра: лидер по качеству жизни и инфраструктуре
Регион демонстрирует выдающиеся условия для жизни и развития.
Научно-практическое занятие для студентов юристов в Ханты-Мансийске
Будущие юристы погружаются в реальный судебный процесс.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований